суббота, 28 сентября 2019 г.

Шопен не ищет выгод А Пастернак не хочет зла



Пастернак Б.Л. «Опять Шопен не ищет выгод….»
Стихотворение
строится на соединении двух центральных мотивов: музыки и полёта,
подъёма («окрыляясь на лету»). Музыка Шопена переносит мир из небытия в
бытие.
Первая строфа («Опять
Шопен не ищет выгод, / Но, окрыляясь на лету, / Один прокладывает выход /
Из вероятья в правоту») – возвышенность, отсутствие конкретики, идея о
том, что Шопену чуждо всё земное. Вторая строфа – вся осязаемая,
конкретная: сниженная, городская, строительная обыденность: «Задворки с
выломанным лазом, / Хибарки с паклей по бортам. / Два клёна в ряд, за
третьим, разом - / Соседней Рейтарской квартал». Подобное соединение
различных элементов – традиционный пастернаковский приём. Образ
Рейтарской улицы вызывает ассоциации с военной тематикой.
«Весь
день внимают клёны детям, / Когда ж мы ночью лампу жжём / И листья, как
салфетки, метим, / Крошатся огненным дождём» - тема контакта человека и
мира (метки и вензеля на фамильных салфетках).
«Тогда,
насквозь проколобродив / Штыками белых пирамид / В шатрах каштановых
напротив / Из окон музыка гремит» - «штыки белых пирамид» напоминают
свёрнутые салфетки, салфетки из предыдущей строфы...

Комментариев нет:

Отправить комментарий