суббота, 29 ноября 2014 г.

Микбац-диюр и абстрактные человечки




Умеете создавать людей? Это не трудно. Берем некоего абстрактного репатрианта, определяем его возраст и социальный статус. Допустим: недавний репатриант, 65 лет, женат, дети и внуки в Израиле живут давно (старики к ним и приехали), пособие на двоих 3 тысячи шекелей, плюс добавка от Министерства строительства 800 шекелей. Кем были в прошлом – не интересно, скорей всего интеллигенты, но это не дает им в нашей стране никаких преимуществ. Даже наоборот – лишает тех выгод, которые могли бы иметь каменщики, шофера или укладчики дорог.
Что ж, человек создан. Назовем его Аарон, а супругу – Мария, пусть они возьмутся за руки и пойдут к сотруднику абсорбции, и пусть там им предложат не ждать государственную квартиру, а поселиться в микбац-диюр.
- Аарон, - скажет клерк, - проект Микбацим (социальное жилье в аренду сроком на 5 лет и с опцией на продление) проводится под эгидой Министерства абсорбции, совместно с Министерством строительства. Программа реализуется в многих городах: Раанана, Рамат-Ган, Ришон ле-Цион, Тель-Авив, Кирьят-Оно, Модиин, Кфар-Саба, Герцлия, Эйлат, Ход-ха-Шарон, Явне, Ор-Иегуда, Азур, Бейт-Шемеш, Бат-Ям, Гиватаим, Нетания. В домах созданы все условия для пожилых людей: лифты, благоустроенные комнаты с кухнями и подсобными помещениями для стирки белья, красивые балконы. Почти везде имеется клуб, где размещаются библиотека и зал, в котором можно поиграть в настольные игры, посмотреть телевизор, справить день рождения.
- Уважаемая, - скажет Аарон, - а я не потеряю право на получение государственного жилья, амидаровского, например?
- На пятилетний срок аренды квартиры ваше право на получение социального жилья замораживается, - ответит уважаемая. - В то же время вы не теряете свое место в очереди, а продолжаете продвигаться вместе с ней. По прошествии пяти лет вы можете вернуться на свое место в очереди, если не продлите договор в микбац-диюр.
- А можно ли расторгнуть договор о долгосрочной аренде квартиры до истечения срока договора? – спросит недоверчивый Аарон.
- Это возможно в двух случаях, - ответит клеркица, – смерть одного из супругов или переход одного из них в гериатрическую лечебницу. Только тогда вы вправе либо расторгнуть договор и немедленно восстановить свое место в очереди на социальное жилье, либо далее жить в этой квартире, сохраняя дополнительное пособие, при этом базовое пособие станет равным пособию на одиночку. Преждевременное расторжение договора по другим причинам сделает невозможным получения дополнительного пособия и возвращения в очередь на социальное жилье до истечения пятилетнего срока.
«Так, так, - подумает Аарон, - условия кабальные. Если что-то не понравится, то хрен съедешь, перестанет платит министерство строительства. Впрочем, там вряд ли хуже, чем сейчас на съемной квартире…»
Он попросит разрешения подумать и зароется в газеты, разыскивая информацию. Как водится, эта информация будет противоречива, ибо нет согласия между людьми, а свобода мнений – парадокс, выгодный только репортерам.
Положительная информация: «…Нешер, на Дерех Бар Иегуда два новых высотных дома. Первоначально квартиры в этих домах предназначались для продажи на свободном рынке, но затем, благодаря усилиям министерства абсорбции и мэрии Нешера, туда заселили двести семей репатриантов из бывшего СССР. Как обустроен быт и досуг новоселов? Почти в каждой уютной двухкомнатной квартире имеется балкон. На первом этаже - зал со стиральными и сушильными машинами. Рядом с комплексом автобусные остановки, детская площадка и лавочки для отдыха. Очень близко, прямо через дорогу, располагается огромный торговый комплекс с магазинами "Мега Нешер", "Юниверс-Клаб". Для удобства пожилых людей прямо к домам подъезжают машины с фруктами , хлебом, молочными продуктами.»
Отрицательная информация: «…По данным отчета госконтролера Израиля № 49 условных единиц жилья в “микбацей диюр” (16 комплексов компактного проживания), на которые министерство абсорбции подписало договоры в 1996-1998 гг, в течение десяти лет государство заплатит 588 миллионов шекелей, то есть себестоимость единицы жилья в микбацей за десять лет составляет 329 тыс 412 шекелей. В то же время, по данным госконтролера, стоимость условной единицы жилья в хостеле составляет 309 тыс шекелей, то есть за 588 млн шекелей, идущих из кармана израильского налогоплательщика, можно было бы построить 1903 условные единицы жилья в хостелях, которые, к тому же, будут служить не 10 лет, а значительно больше!
Положительная информация: «…Оплата вполне покрывается пособием на жилье, не привязана к курсу доллара, включает в себя городские налоги, плату за воду, газ, предоставление многих услуг. В микбаце работает профессиональный обслуживающий персонал, заботящийся о репатриантах, есть кому и кран починить и врача вызвать и культурные мероприятия организовать. Словом, пенсионеры, окруженные теплом и заботой, живут полноценной жизнью.»
Отрицательная информация: «…Сделка была такая - наше государство покупает у подрядчика шестидесяти-квартирный дом (который он 5 лет не мог пристроить, очевидно из-за обилия недоделок и общей кривости построенного), а через 2 года подрядчик выкупает его назад на 3 миллиона дешевле. Таким образом, квартплата за ашкелонскую квартиру выходит около 1700 2000 долларов в месяц, что в 3-4 раза выше рыночных цен. Безусловно, история сама по себе показательная, но о скольких подобных сделках никто не сообщил, сколько подрядчиков положили денежку налогоплательщиков в свои карманы?»
Весь наэлектризованный положительными и отрицательными эмоциями бедный Аарон с супругой вернется к представителю министерства абсорбции и задаст главный вопрос - СКОЛЬКО?
- Тысяча шекелей ежемесячно, - ответят ему. Как раз сейчас в Кацрине есть новые квартиры. Кацрин – это чудо, маленькая Швейцария. Вам положена двухкомнатная…
Отвлечемся от нашего абстрактного героя, перейдем к конкретике. Кацрин действительно очарователен, насколько может быть очарователен поселок с единственным махоньким банком, отсутствием рабочих мест и минимальным количеством сервиса. Впрочем, старикам, живущим на пособие, и не нужно обилие финансовых корпораций или супермаркетов. А микбац-диюр действительно неплох – новенький, как с иголочки. Три этажа, пронизанные коридорами, а вдоль коридоров крохотные квартирки из одной или двух комнатушек, совмещенных с кухней. Наверняка строители заимствовали опыт российских общежитий.
Правда, после того, как вы туда заселитесь, возникнут вопросы. Почему дом построен НА самом КРАЮ поселка, в максимальной удаленности от торгового центра, больницы, аптеки, банка? Почему напротив него идет активное строительство коттеджей и дорог, сопровождаемая активным рокотом экскаваторов, дорогоукладчиков и самих громкоголосых строителей? Почему рядом нет специальной автобусной остановки? Почему оплата НЕ ВКЛЮЧАЕТ в себя городские налоги, плату за воду, газ, предоставление иных услуг, и была ли когда-либо такая льгота – или это вымыслы газетчиков? Почему в микбаце НЕ РАБОТАЕТ профессиональный обслуживающий персонал, заботящийся о репатриантах, и была ли когда-либо такая льгота – или это вымыслы газетчиков? Почему пользование общественным «малолитражными» стиральными машинами в этом доме стоит так же дорого, как в лучших прачечных Тель-Авива? Почему пожилым и, часто - одиноким, людям тут ЗАПРЕЩЕНО держать домашних любимцев? Возможно, домовладелец – кошконенавистник?
Будут и другие, на которые вы и сами найдете ответы. Например, отсутствие индивидуальных балконов, вполне компенсируется общим, комплексным. Помните, в СССР были комплексные обеды. (А ещё была комплексная электрификация - это когда всем и всё до лампочки). Тоненькие перегородки между комнатами, которые можно пробить пальцем, тоже логичны, как логичны совмещенные туалеты и отсутствие ванн – это, между прочим, общежитие для пенсионеров, а не пансионат для миллионеров. Именно поэтому солнечные бойлеры не предусмотрены, а электрические объема мизерного, через пять минут нагретая вода иссякает – учитесь экономить.
«Ох! – схватится за голову сконструированный нами Аарон, - в этом Кацрине за тысячу шекелей я мог бы снять отдельный дом с мебелью, солнечным бойлером, холодильником и садом, а теперь привязан к миниатюрному гнездышку в муравейнике! Могу еще понять выгоду такого жилья для большого города, где аренда дорогая, но тут…»
«Что ж, Аарон, - скажет сконструированная нами Мария, - доставай заначку, пойдем покупать «атмор», дабы мыться без проблем, пойдем покупать холодильник, мебель, зеркало в ванную, электроплиту…»
«А электроплиту-то зачем? – встрепенется Аарон».
«Эх ты, старый, - грустно улыбнется Мария, - тут даже дешевого газа нету, все на электричестве. Своеобразная забота о пожилых склеротиках».
Так что на последний вопрос – почему за год существования в Кацрине микбацима в нем из 180 квартир стариками заселено только 35, читатель сможет ответить сам, без содействия абстрактного Аарона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий