четверг, 2 мая 2019 г.

Армия СССР


https://kosmicheskiyrasum.files.wordpress.com/2018/01/boeing-b-52-stratofortress.jpg

Автор честно отслужил почти четыре года. Начал службу в «учебке» Сад-Города (под Владивостоком), продолжил радистом в системе ПВО по всему Дальнему Востоку от Владика до Хабаровска.  На третьем году был переведен в подразделение электронной разведки.


В военном билете так и написано: «Специалист наземных станций разведки и помех. Подразделение специального назначения». Такой вот своеобразный спезназ шестидесятых для интеллигентов – нам даже тяжести в нарядах перетаскивать запрещали, чтоб берегли руки.


Это были трудные годы холодной войны, с военных баз Японии поднимались в небо американские и японские военные самолеты, около Хоккайдо (второй по величине остров Японии) в воздухе постоянно курсировали бомбардировщики Б-52 с ядерными зарядами… https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_B-52_Stratofortress

Совсем недавно был сбит ракетами класса «земля-воздух» ЗРК С-75 во время полёта над Свердловском пилотируемый Пауэрсом самолёт-шпион U-2. Пауэрс выжил, был приговорён советским судом за шпионаж к 10 годам лишения свободы. Наказание отбывал в тюрьме «Владимирский централ» (ныне СИЗО № 1 Владимира). Через полтора года был обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля, разоблачённого в США.

Мне довелось служить с офицером, участвующим в этом эпизоде на пункте наведения, он был впоследствии переведен на службу под Хабаровск. Тогда и узнал, что сперва сбили не американца, а советского летчика МиГ-19, поднятых на перехват нарушителя, но летевших ниже и не имевших возможности подняться на высоту полёта U-2. Старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени (второму МиГ-19 удалось уйти от захвата на сопровождение ЗРК благодаря интенсивному противорадиолокационному манёвру).
Тогда этот факт был засекречен, сейчас можно прочитать в той же википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%83%D1%8D%D1%80%D1%81,_%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81_%D0%93%D1%8D%D1%80%D0%B8 .

В океане в то время шкодили американские авианосцы, а вдоль дальневосточной границы неделями висел патрульный бомбардировщик США P2V "Нептун".
Эти самолеты неоднократно нарушали нашу государственную границу и их иногда или сажали на воду, или просто сбивали. Так в ноябре 1951 г. советскими пилотами Лукашовым и Щукиным на истребителях Ла-11 был подожжен P2V-3 из эскадрильи VP-6, который проник к советскому мысу Островной в Японском море.
А 6 ноября 1951 года наш МиГ-15 сбил в районе Владивостока P2V-3W, осуществлявший шпионскую миссию. Все 10 членов экипажа считались погибшими. По утверждению советской стороны, самолет находился в воздушном пространстве СССР, американцы же настаивали, что он был атакован над нейтральными водами.

Самолеты «Нептун» постоянно участвовали в различных пограничных инцидентах и столкновениях с советскими кораблями в нейтральных водах. В 1968 г. во время первого боевого похода противолодочного крейсера «Москва» в Эгейском море командиру Ка-25 подполковнику Г. Мдивади пришлось имитировать «лобовую атаку», чтобы отогнать «Нептун», нагло мешавший полетам корабельных вертолетов.

Нам они досаждали во время советских праздников, ползая вдоль границы и то и дело имитируя её нарушение. В результате вместо того, чтоб праздновать мы и летчики сидели по готовности №-1 на своих боевых местах – у локаторов, радиостанций, в кабинах самолетов. Интересно, что служба большей частью проходила рядом с авиаторами и связаны мы были очень тесно, так как летуны работали по нашим наведениям на цели, особенно в плохую погоду.


Помню, стояли недалеко от Ханки — озеро на границе Приморского края России и провинции Хэйлунцзян Китая и  наши части были рядышком с эскадрилией  стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95, которые были и есть абсолютные рекордсмены как по сроку службы, так по дальности и продолжительности полетов. Это самый быстрый в мире винтовой самолет и единственный серийный турбовинтовой бомбардировщик. Созданный по заданию Сталина, в 2010 году Ту-95 пробыл в воздухе 43 часа, пролетев с пятью дозаправками 30 тысяч километров над пятью океанами.

Поэтому и сейчас, спустя половины века, такие как я с восторгом читают о новом авиационном вооружении в тех местах!

О том, как в ходе военных учений на Дальнем Востоке российский боевой самолет Су-25 совершил уникальную посадку прямо на автомобильное шоссе федеральной трассы Владивосток — Хабаровск. https://youtu.be/FY3M2unti_w

О том, что в Приморье летчики истребительного авиационного полка Восточного военного округа впервые подняли в небо самолеты нового поколения Су-35С. Перевооружение эскадрильи многоцелевыми сверхманевренными истребителями началось в январе этого года. Теперь на вооружении приморской авиачасти стоит 11 боевых машин этого типа.

День Победы касается и нас, успевших отдать частицу себя великому делу Защиты Родины.




Комментариев нет:

Отправить комментарий